Боролись с одной
из главных российских бед в Кунгуре постоянно. И уже в 90-е годы XX века в
городе было 52 км
асфальтированных и 70 км
брусчатых дорог, в основном там, где проходили автобусные маршруты. Полностью
заасфальтированы улицы Ленина, К. Маркса, Свободы, Бачурина, Гоголя и ряд
других. Для ремонта дорог созданы две специализированные бригады.
Кунгур во все
времена слыл зеленым городом. Традицию эту поддерживали и в XX веке.
В 1931 году на
месте торговых купеческих лавок разбили новый парк. Он украсил город и стал
излюбленным местом отдыха кунгуряков. А только за один 1981 год на улицы города
высадили около 4 тысячи деревьев. Работники лесного хозяйства в конце XX века
расширили пригородную зону на 15,5
га насаждений.
Через Кунгур
несут свои воды две крупные реки. Для удобства транспорта и пешеходов в городе
было построено три автомобильных моста: через Ирень в 1913 году и два через
Сылву: один по ул. Гагарина (построен в 1932 г.), и в районе с. Филипповка (сдан в 1986 г.). Есть и четыре
пешеходных моста.
К концу XX века
бывший купеческий город превратился в крупный центр советской государственной
торгоати. Только за 10-ю пятилетку торговые площади увеличились на 1050 м-.
Постоянно
развивалась сеть общественного питания, руководство которым осуществлял трест
общественного питания, созданный в 1966 году. В городе имелось три ресторана,
в столовых насчитывалось до 6700 посадочных мест.
Год от года
совершенствовалось бытовое обслуживание кунгуряков. К их услугам в 1961 году
был открыт комбинат бытового обслуживания; в 1974 году - филиалы объединений
«Рембыттехни-ка», «Пермбытфото», фабрика по ремонту обуви, телеателье, транспортное
агентство; в 1969 году - новая пятиэтажная гостиница «Ирень», сеть
сберегательных касс.
В 1980 году в
Кунгуре была введена в строй общественная прачечная. В микрорайонах открыто 5
пунктов по выдаче белья в прокат. Если до революции в городе вообще не было
общественных бань, то в XX веке здесь существовало 3 бани.
До 1980 года на
территории города действовало два санатория-профилактория обувщиков и
нефтяников, в 1981 году появился третий - машзавода.
Три столетия
застраивался Кунгур. Богатые промышленники и торговцы, не жалея денег,
стремились построить неповторимые особняки, торговые ряды, церкви.
Для сохранения
этого уникального наследия городу необходим был особый статус. И 31 июля 1970
года Кунгур был отнесен к категории исторических городов России.
Далеко за
пределами области широкой известностью пользовалась и пользуется Кунгурская
ледяная пещера. В советские годы осмотреть это чудо природы ежегодно приезжало
до 400 тысяч экскурсантов.
Как определить
суть Кунгура сегодняшнего?
Большой потенциал имеют кунгурские
машиностроители. Завод был и остается бюджетообразующим предприятием. ОАО
«Кунгурский машзавод» - один из основных производителей турбобуров и
самоходных буровых установок в стране.
Кстати, даже в
годы экономических перемен здесь не сократили численность работающих, сохранив
ее на уровне доперестроечного периода.
|