Кунгурский крестоносец

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Вторник, 19.03.2024, 05:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Вы готовы к подвигам?
Всего ответов: 76
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


РПЦ в Кунгуре


Русская Православная Церковь сыграла важную роль в просвещении кунгуряков, развитии культуры и хозяйства города. 

В монастырях и церковных школах юная поросль Кунгура постигала основы грамоты, училась писать и читать, усваивала истину Евангелия, завещанную потомкам святыми апостолами церкви и основателями славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Церковная история православия в Кунгуре начинается с дере­вянной церкви. Во Имя Святой Великомученицы Параскевы Пятни­цы, ровесницы города, построенной на каменистом возвышенном мысу в городском кремле (где сейчас городская площадь).

И только через тридцать с лишним лет, при Петре Великом, с благословения архиепископа Ионы, оправившись после тяжелого разорения, понесенного от башкир и татар в 1700 году, кунгуряки с помощью уездных крестьян приступили к постройке Благовещен­ского собора — первого каменного храма в городе.

Возводился он на деньги, собранные по 25 копеек воеводой И. М. Коробьиным с каж­дой живой души Кунгура и уезда. А Параскевинская деревянная цер­ковь служила еще 40 лет как единственный теплый храм в городе.

Новый Благовещенский собор был холодным, но, тем не менее, освящали его в зимнее время, 23 января 1704 года, по благослове­нию архиепископа Дионисия, в день памяти святого священномуче-ника Климента, который страстно почитался кунгуряками с момен­та возникновения Кунгура.

Теплый же собор. Во Имя Богоявления Господня с приделом. Во Имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы построен гораз­до позднее, в 1740 году, рядом с Благовещенским холодным храмом на месте снесенной Параскевинской церкви. Произошло это во вре­мя царствования императрицы Анны Иоанновны.

Эти два храма, стоявшие рядом в одной церковной ограде, со­ставляли ансамбль, впоследствии получивший наименование «Со­борный». Служил в них один и тот же причт с одним настоятелем.

Затем начинается период самого мощного церковного строитель­ства в истории Кунгура, когда были сооружены основные его храмы.

В 1750 году на берегу Сылвы на месте сгоревшей деревянной церкви был заложен Успенский храм, три придела которого были освящены в 1755, 1761 и 1854 годах.

В 1756 году заложена в ограде Тихвинского девичьего монасты-

Тихвинская церковь, а деревянная церковь, по окончании строи­тельства придела Иоанна Богослова, была разобрана и использова-да (так было положено) для топки церковных печей. Три придела этого храма были освящены в 1758, 1763 и 1884 годах.

В 1763 году за рекой Сылвой рядом с деревянной церковью, с южной стороны, был заложен двухэтажный каменный храм Во Имя Преображения Господня. Два его придела освящены в 1768 и 1781 годах. После этого ветхую деревянную церковь разобрали.

В 1773 году на месте часовни на городском кладбище заложили каменную кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь (в на­роде называемую Никольская). Приделы ее освящены в 1787 и 1792 годах. Этот храм в будущем стал основой для создания Иоанно-Предтеченского женского монастыря.

На восточной стороне в ограде Успенского храма в 1774 году построена каменная небольшая церковь Во Имя Великомученика Мины, освященная в июне 1774 года.

После этого в Кунгуре в течение 60 лет не было выстроено ни одной церкви. Вероятно, это было вызвано тем, что с 1781 года, с открытием Пермского наместничества, Кунгур в значительной мере потерял роль административного центра, став всего лишь уездным городом Пермской губернии.

Умерших кунгуряков до 1772 года, пока своим Указом от 24 де­кабря 1771 года Екатерина П не запретила производить погребение при городских церквах и в черте города, хоронили при существую­щих Благовещенском, Успенском, Тихвинском и Преображенском храмах.

Новый расцвет Кунгура пришелся на середину XIX века, когда он сформировался как торгово-купеческий город.

Строительство не только церквей, а и всех общественных заведе­ний стало вестись не на казенные деньги, а на частные, купеческие.

В этот период было сооружено три церкви: Вознесенская кладби­щенская церковь на Сибирском тракте, приписанная к Благовещен­скому собору (1833—1844 гг.), на Ледяной горе над Карасьим озе­ром — Всехсвятская кладбищенская церковь, приписанная к Пре­ображенской церкви (1844—1847 гг.), в заводской части города — Скорбященская приходская церковь (1857—1860 гг.).

Тихвинский девичий монастырь, созданный в 1695 году, и Иоан-но-Предтеченский женский монастырь, образовавшийся из общи­ны в 1825 году, заслуженно вошли в историю жизни города как культурно-хозяйственные центры, источники передовых методов хо­зяйствования. Огороды и сады, оранжереи и житницы, хранящие запасы зерна не только для себя, но и для местных жителей на слу­чай неурожайных лет, обработанные поля и возделанные цветники, пасеки и стада — все это развивалось в хозяйстве трудолюбивых мо­нахинь.

В монастырях работало множество мастерских, в том числе иконописные, живописные, швейные, столярные.

При Иоанно-Пред-теченском женском монастыре в 1883 году был организован свечной завод, снабжавший свечами почти все церкви Пермской епархии по самым умеренным ценам.

Монастырь получал немалые вклады от богатых и знатных лю­дей, в том числе от посещавших его членов императорской семьи. Это позволяло вести большое строительство.

В 1858 году под одной крышей с монастырским корпусом была выстроена новая домовая церковь. Во Имя Владимирской иконы Бо-жией Матери.

В 1879 году к Владимирскому храму пристроен и освя­щен придельный храм. Во Имя. Св. Великомученика Пантелеймона и. Св. Праведника Симеона Верхотурского, Он располагался во втором этаже монастырского корпуса и соединялся с главным корпусом тремя арками. С 1858 по 1879 год в монастыре построены пять корпусов двухэтажных зданий П-образной формы. Кроме того, было выстрое­но множество хозяйственных объектов, а Огромную монастырскую территорию огородили мощной каменной стеной из местного филипповского камня. К 1907 году население обители достигло 350, а к 1917 году — 640 человек.

С 1779 по 1853 год в Кунгуре помещалось Духовное правление, переведенное из Соликамска. С 1854 года Кунгур стал состоять в Пермском духовном округе и управлялся благочинным из город­ского духовенства.

К середине XIX века исчерпались возможности кунгурского клад­бища XVIII века, около которого образовался Иоанно-Предтечен-ский женский монастырь. Были вьщелены места для новых кладбиш: по Сибирскому тракту с южной стороны города (Вознесенское) и по Гороблагодатскому тракту (Всехсвятское).

В XIX веке осуществлено строительство пристроев и приделов ко многим церквам и их реконструкция. В 1882—1884 годах построены два придела к Тихвинскому храму, в 1871 году перестроен и расши­рен Успенский, в 1880 году перестроен Благовещенский, а в 1848— 1849 годах — Преображенский храмы.

Три церкви, так называемые домовые, то есть церкви учебных, благотворительных и тюремных учреждений, были выстроены в кон­це прошлого века на средства купцов.

Так, Михайло-Архангельская церковь при Михайло-Кирилло-Антонино сиропитательном доме для мальчиков-сирот (здание школы № 2) выстроена в 1891 году на средства купца М. И. Грибушина. Михайло-Георгиевская при Зыря-новской богадельне (городская поликлиника) выстроена в 1881 году на деньги мещанина Егора Семеновича Зырянова. Домовая церковь в честь Николая Мирликийского при тюремном замке возведена в 1893 году тоже на частные пожертвования.

В этот же период в городе появилось семь часовен: в 1826 году — Во Имя Равноапостольной Княгини Ольги; в 1863 году — Во Имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия; в 1872 году — Во Имя Священномучеников Власия и Модеста; в 1886 году — в честь Иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник», и Свя­того Мученика Христофора; в 1884 году — Во Имя Алексия Митро­полита Московского; в 1903 году — Во Имя Симеона Верхотурского и. Св. Апостола Фомы; и часовня Святителя Николая — за Иренью.

В XX веке церковных зданий выстроено в городе мало. В это время казна расходует большие средства на строительство крупных храмов в столичных и губернских городах, а также в сельской местности, где было недостаточно собственных средств. 

В Кунгуре на месте старого в 1917 году появился красивейший из красного кирпича трехпри-дельный Богоявленский собор, чуть раньше — в 1914 году — Влади­мирская церковь при женском монастыре.

Но кроме чисто церковного строительства, церковным ведомством в XIX веке строились учебные и просветительные заведения.

С 1866 года в зданиях Иоанно-Предтеченского женского монас­тыря открылось училише для девиц духовного звания. Строились церковноприходские школы, которые были почти при всех церквах города.

В октябре 1890 года в городе открыт Епархиальный Романов­ский приют для солдатских сирот и воинов-инвалидов.

Православная церковь играла важную роль в политике города. Ду­ховенство входило в состав городской Думы и управы, попечитель­ствовало над многими учебными и благотворительными заведениями.

Оплотом православной веры Кунгур стал благодаря неустанно­му труду скромных священников, таких как: протоиереи М. Д. Лав­ров, И. В. Протопопов, А. И. Бельтиков, Н. П. Попов, А. П. Знаменский, И. С. Будрин, П. П. Попов, С. Г. Груздев, А. А. Дубровский, А. С. Воскре­сенский, А. А. Коровин, В. А. и Е. А. Поповы, В. Д. Конюков, В. С. Земле-ницын, И. П. Будрин, В. М. Калашников, П. А. Луканин, Е. В. Веселов-ский, И. П. Любимов, И. М. Луканин, М. И. Холмогоров, И. Ф. Бирилов, П. П. Пономарев, Н. А. Подосенов, А. Н. Хохряков, А. Е. Андриановский, С. Н. Курсин, П. Н. Красноперов, А. П. Ершов, А. Ф. Бажанов, И. Георги­евский, С. И. Бирилов, Н. Е. Веселовский. А. А Дубровский, С. П. Коро-

таев, А. И. Попов, А. И. Реутов, И. В. Шестаков, С. Г. Уваров, С. А. Смьшг-ляев, В. Н. Смирнов и другие, а также рядовых прихожан.

Религиоз­ная жизнь — это совершенно особый мир. Верующие объединялись вокруг храмов города. Приходские Благовещенский, Иоанно-Пред-теченский, Тихвинский, Преображенский, Скорбященский, Всех-святский, Успенский, Вознесенский храмы были свидетелями всех радостных и печальных событий в жизни кунгуряков.

Здесь крес­тили младенцев и венчали молодоженов, отсюда отправляли в пос­ледний путь.

Приходы были объединены в благочиннический округ, руково­дил которым один из уважаемых священников города, а настоятели храмов руководили духовной жизнью верующих.

Соборы, приходы, домовые церкви в приютах, больницах, воинс­ких частях и тюрьме проповедовали дух милосердия и духовности, терпимости и взаимопомощи.

Великие церковные праздники Рождества Христова и Крещения, Пасхи и Троицы, престольные праздники и дни чтимых святых фор­мировали психологию православного верующего как цельного и доб­рожелательного человека, видящего в других людях лучшие их каче­ства.

Над городом плыл ежедневный колокольный звон. Храмы все­гда были полны народу. Здесь люди очищали душу.

Церковные хоры настраивали верующих на возвышенный лад, а священники, наставляли  прихожан терпимости и любви к ближнему. И обновленным выходил человек из храма.

В июле 1916 года Пермская епархия была реорганизована. Ее се­верной частью стал управлять епископ Соликамский Сергий, вика­рий Пермский, а епископ Андроник стал именоваться Пермским и

Кунгурским.

1917 год. Любая победившая революция отрекается от идеологии свергнутого строя, разжигая тотальную войну против его устоев.

Про­летарская революция взяла за основу новой идеологии вульгар­ный атеизм — отрицание Бога, духовной первоосновы жизни че­ловека.

С осени 1918 года по всей стране начались массовые аресты православных священников.

В этот период в Кунгуре были аресто­ваны и осенью этого же года расстреляны священники Владимир Белозеров, Александр Калашников и Павел Соколов.

Новый период в жизни Русской Православной Церкви начался в январе 1918 года, когда был принят Декрет об отделении церкви от государства, и продолжился в 20-е годы, когда в лоне церкви раз­вернулось обновленческое движение (выступление некоторой части среднего духовенства против высшей иерархии в поисках новых форм религиозной жизни).

Первая массовая кампания против православия проходила с но­ября 1917-го по 1919 год и ознаменовалась закрытием монастырей, некоторых церквей, реквизицией их имущества, лишением церкви прав юридического лица.

Практически сразу после освобождения города от Колчака, в со­ответствии с Декретом Совнаркома, в конце 1919 года были закры­ты домовые церкви, а их имущество было передано в другие храмы.

В зданиях же разместили советские учреждения. Церковь Архистра­тига Михаила и Великомученика Георгия отдали под расширение городской больницы, Михайло-Архангельская — под мастерские и школу «Уралмашстроя», тюремная церковь — под общежитие шко­лы «Уралмашстроя».

Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Информеры
Праздники России
Архив записей
Друзья сайта
Православный телеканал «Союз»

Православная молодежь Прикамья
Православные семьи
Православный сайт КЕЛИЯ
Православное христианство
Ерошка - сайт для православных родителей
Православные знакомства - Православный Чат
Христианские блоги
Православие и Мир
Православная женщина - консультации психолога, вопросы к священнику, интересные статьи
Патриархия.RU
 Духовник, исповедь, духовное руководство
Миссионерский портал диакона Андрея Кураева
Настоящая любовь: Любить умеете?

Информационное агентство "Белые Воины"
Сервер 'Россия Православная'
Валаамский монастырь
Rusiz.ru
Русское афонское общество
Непридуманные рассказы о войне
Образ. Интернет-энциклопедия православной иконы
Храмдекор
Сайт об истории Москвы и Православия. Фотографии достопримечательностей Москвы и подмосковья.
Храмы России - иллюстрированный путеводитель
Церковно-певческий портал "Клирос"

Издательство Русская Идея

Кунгурский крестоносец

Кунгурский каталог сайтов

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz