РПЦ в Кунгуре
Русская Православная Церковь сыграла важную роль в просвещении
кунгуряков, развитии культуры и хозяйства города. В монастырях и церковных школах юная поросль Кунгура постигала основы грамоты, училась писать и читать, усваивала истину Евангелия, завещанную потомкам святыми апостолами церкви и основателями славянской письменности Кириллом и Мефодием.
Церковная история православия в Кунгуре начинается с
деревянной церкви. Во Имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, ровесницы
города, построенной на каменистом возвышенном мысу в городском кремле (где
сейчас городская площадь).
И только через тридцать с лишним лет, при Петре
Великом, с благословения архиепископа Ионы, оправившись после тяжелого
разорения, понесенного от башкир и татар в 1700 году, кунгуряки с помощью
уездных крестьян приступили к постройке Благовещенского собора — первого
каменного храма в городе.
Возводился он на деньги, собранные по 25 копеек
воеводой И. М. Коробьиным с каждой живой души Кунгура и уезда. А
Параскевинская деревянная церковь служила еще 40 лет как единственный теплый
храм в городе.
Новый Благовещенский собор был холодным, но, тем не
менее, освящали его в зимнее время, 23 января 1704 года, по благословению
архиепископа Дионисия, в день памяти святого священномуче-ника Климента,
который страстно почитался кунгуряками с момента возникновения Кунгура.
Теплый же собор. Во Имя Богоявления Господня с
приделом. Во Имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы построен гораздо
позднее, в 1740 году, рядом с Благовещенским холодным храмом на месте снесенной
Параскевинской церкви. Произошло это во время царствования императрицы Анны
Иоанновны.
Эти два храма, стоявшие рядом в одной церковной
ограде, составляли ансамбль, впоследствии получивший наименование «Соборный».
Служил в них один и тот же причт с одним настоятелем.
Затем начинается период самого мощного церковного
строительства в истории Кунгура, когда были сооружены основные его храмы.
В 1750 году на берегу Сылвы на месте сгоревшей
деревянной церкви был заложен Успенский храм, три придела которого были
освящены в 1755, 1761 и 1854 годах.
В 1756 году заложена в ограде Тихвинского девичьего
монасты-
Тихвинская
церковь, а деревянная церковь, по окончании строительства придела Иоанна
Богослова, была разобрана и использова-да (так было положено) для топки
церковных печей. Три придела этого храма были освящены в 1758, 1763 и 1884
годах.
В 1763 году за рекой Сылвой рядом с деревянной
церковью, с южной стороны, был заложен двухэтажный каменный храм Во Имя
Преображения Господня. Два его придела освящены в 1768 и 1781 годах. После
этого ветхую деревянную церковь разобрали.
В 1773 году на месте часовни на городском кладбище
заложили каменную кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь (в народе
называемую Никольская). Приделы ее освящены в 1787 и 1792 годах. Этот храм в
будущем стал основой для создания Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
На восточной стороне в ограде Успенского храма в 1774
году построена каменная небольшая церковь Во Имя Великомученика Мины,
освященная в июне 1774 года.
После этого в Кунгуре в течение 60 лет не было
выстроено ни одной церкви. Вероятно, это было вызвано тем, что с 1781 года, с
открытием Пермского наместничества, Кунгур в значительной мере потерял роль
административного центра, став всего лишь уездным городом Пермской губернии.
Умерших кунгуряков до 1772 года, пока своим Указом от
24 декабря 1771 года Екатерина П не запретила производить погребение при
городских церквах и в черте города, хоронили при существующих Благовещенском,
Успенском, Тихвинском и Преображенском храмах.
Новый расцвет Кунгура пришелся на середину XIX века,
когда он сформировался как торгово-купеческий город.
Строительство не только церквей, а и всех общественных
заведений стало вестись не на казенные деньги, а на частные, купеческие.
В этот период было сооружено три церкви: Вознесенская
кладбищенская церковь на Сибирском тракте, приписанная к Благовещенскому
собору (1833—1844 гг.), на Ледяной горе над Карасьим озером — Всехсвятская
кладбищенская церковь, приписанная к Преображенской церкви (1844—1847 гг.), в
заводской части города — Скорбященская приходская церковь (1857—1860 гг.).
Тихвинский девичий монастырь, созданный в 1695 году, и
Иоан-но-Предтеченский женский монастырь, образовавшийся из общины в 1825 году,
заслуженно вошли в историю жизни города как культурно-хозяйственные центры,
источники передовых методов хозяйствования. Огороды и сады, оранжереи и
житницы, хранящие запасы зерна не только для себя, но и для местных жителей на
случай неурожайных лет, обработанные поля и возделанные цветники, пасеки и
стада — все это развивалось в хозяйстве трудолюбивых монахинь.
В монастырях работало множество мастерских, в том
числе иконописные, живописные, швейные, столярные.
При Иоанно-Пред-теченском женском монастыре в 1883
году был организован свечной завод, снабжавший свечами почти все церкви
Пермской епархии по самым умеренным ценам.
Монастырь получал немалые вклады от богатых и знатных
людей, в том числе от посещавших его членов императорской семьи. Это позволяло
вести большое строительство.
В 1858 году под одной крышей с монастырским корпусом
была выстроена новая домовая церковь. Во Имя Владимирской иконы Бо-жией Матери.
В 1879 году к Владимирскому храму пристроен и освящен
придельный храм. Во Имя. Св. Великомученика Пантелеймона и. Св. Праведника
Симеона Верхотурского, Он располагался во втором этаже монастырского корпуса и
соединялся с главным корпусом тремя арками. С 1858 по 1879 год в монастыре
построены пять корпусов двухэтажных зданий П-образной формы. Кроме того, было
выстроено множество хозяйственных объектов, а Огромную монастырскую территорию
огородили мощной каменной стеной из местного филипповского камня. К 1907 году
население обители достигло 350, а к 1917 году — 640 человек.
С 1779 по 1853 год в Кунгуре помещалось Духовное
правление, переведенное из Соликамска. С 1854 года Кунгур стал состоять в
Пермском духовном округе и управлялся благочинным из городского духовенства.
К середине XIX века исчерпались возможности
кунгурского кладбища XVIII века, около которого образовался
Иоанно-Предтечен-ский женский монастырь. Были вьщелены места для новых кладбиш:
по Сибирскому тракту с южной стороны города (Вознесенское) и по
Гороблагодатскому тракту (Всехсвятское).
В XIX веке осуществлено строительство пристроев и
приделов ко многим церквам и их реконструкция. В 1882—1884 годах построены два
придела к Тихвинскому храму, в 1871 году перестроен и расширен Успенский, в
1880 году перестроен Благовещенский, а в 1848— 1849 годах — Преображенский
храмы.
Три церкви, так называемые домовые, то есть церкви
учебных, благотворительных и тюремных учреждений, были выстроены в конце
прошлого века на средства купцов.
Так, Михайло-Архангельская церковь при
Михайло-Кирилло-Антонино сиропитательном доме для мальчиков-сирот (здание школы
№ 2) выстроена в 1891 году на средства купца М. И. Грибушина.
Михайло-Георгиевская при Зыря-новской богадельне (городская поликлиника)
выстроена в 1881 году на деньги мещанина Егора Семеновича Зырянова. Домовая
церковь в честь Николая Мирликийского при тюремном замке возведена в 1893 году
тоже на частные пожертвования.
В этот же период в городе появилось семь часовен: в
1826 году — Во Имя Равноапостольной Княгини Ольги; в 1863 году — Во Имя Святых
Равноапостольных Кирилла и Мефодия; в 1872 году — Во Имя Священномучеников
Власия и Модеста; в 1886 году — в честь Иконы Божией Матери, именуемой
«Живоносный источник», и Святого Мученика Христофора; в 1884 году — Во Имя
Алексия Митрополита Московского; в 1903 году — Во Имя Симеона Верхотурского и.
Св. Апостола Фомы; и часовня Святителя Николая — за Иренью.
В XX веке церковных зданий выстроено в городе мало. В
это время казна расходует большие средства на строительство крупных храмов в
столичных и губернских городах, а также в сельской местности, где было
недостаточно собственных средств.
В Кунгуре на месте старого в 1917 году появился
красивейший из красного кирпича трехпри-дельный Богоявленский собор, чуть
раньше — в 1914 году — Владимирская церковь при женском монастыре.
Но кроме чисто церковного строительства, церковным
ведомством в XIX веке строились учебные и просветительные заведения.
С 1866 года в зданиях Иоанно-Предтеченского женского
монастыря открылось училише для девиц духовного звания. Строились
церковноприходские школы, которые были почти при всех церквах города.
В октябре 1890 года в городе открыт Епархиальный
Романовский приют для солдатских сирот и воинов-инвалидов.
Православная церковь играла важную роль в политике
города. Духовенство входило в состав городской Думы и управы, попечительствовало
над многими учебными и благотворительными заведениями.
Оплотом православной веры Кунгур стал благодаря
неустанному труду скромных священников, таких как: протоиереи М. Д. Лавров,
И. В. Протопопов, А. И. Бельтиков, Н. П. Попов, А. П. Знаменский, И. С. Будрин,
П. П. Попов, С. Г. Груздев, А. А. Дубровский, А. С. Воскресенский, А. А.
Коровин, В. А. и Е. А. Поповы, В. Д. Конюков, В. С. Земле-ницын, И. П. Будрин,
В. М. Калашников, П. А. Луканин, Е. В. Веселов-ский, И. П. Любимов, И. М.
Луканин, М. И. Холмогоров, И. Ф. Бирилов, П. П. Пономарев, Н. А. Подосенов, А.
Н. Хохряков, А. Е. Андриановский, С. Н. Курсин, П. Н. Красноперов, А. П. Ершов,
А. Ф. Бажанов, И. Георгиевский, С. И. Бирилов, Н. Е. Веселовский. А. А
Дубровский, С. П. Коро-
таев,
А. И. Попов, А. И. Реутов, И. В. Шестаков, С. Г. Уваров, С. А. Смьшг-ляев, В.
Н. Смирнов и другие, а также рядовых прихожан.
Религиозная жизнь — это совершенно особый мир. Верующие
объединялись вокруг храмов города. Приходские Благовещенский,
Иоанно-Пред-теченский, Тихвинский, Преображенский, Скорбященский,
Всех-святский, Успенский, Вознесенский храмы были свидетелями всех радостных и
печальных событий в жизни кунгуряков.
Здесь крестили младенцев и венчали молодоженов,
отсюда отправляли в последний путь.
Приходы были объединены в благочиннический округ,
руководил которым один из уважаемых священников города, а настоятели храмов
руководили духовной жизнью верующих.
Соборы, приходы, домовые церкви в приютах, больницах,
воинских частях и тюрьме проповедовали дух милосердия и духовности, терпимости
и взаимопомощи.
Великие церковные праздники Рождества Христова и
Крещения, Пасхи и Троицы, престольные праздники и дни чтимых святых формировали
психологию православного верующего как цельного и доброжелательного человека,
видящего в других людях лучшие их качества.
Над городом плыл ежедневный колокольный звон. Храмы
всегда были полны народу. Здесь люди очищали душу.
Церковные хоры настраивали верующих на возвышенный
лад, а священники, наставляли прихожан
терпимости и любви к ближнему. И обновленным выходил человек из храма.
В июле 1916 года Пермская епархия была реорганизована.
Ее северной частью стал управлять епископ Соликамский Сергий, викарий
Пермский, а епископ Андроник стал именоваться Пермским и
Кунгурским.
1917 год. Любая победившая революция отрекается от
идеологии свергнутого строя, разжигая тотальную войну против его устоев.
Пролетарская революция взяла за основу новой
идеологии вульгарный атеизм — отрицание Бога, духовной первоосновы жизни человека.
С осени 1918 года по всей стране начались массовые
аресты православных священников.
В этот период в Кунгуре были арестованы и осенью
этого же года расстреляны священники Владимир Белозеров, Александр Калашников и
Павел Соколов.
Новый период в жизни Русской Православной Церкви
начался в январе 1918 года, когда был принят Декрет об отделении церкви от
государства, и продолжился в 20-е годы, когда в лоне церкви развернулось
обновленческое движение (выступление некоторой части среднего духовенства против
высшей иерархии в поисках новых форм религиозной жизни).
Первая массовая кампания против православия проходила
с ноября 1917-го по 1919 год и ознаменовалась закрытием монастырей, некоторых
церквей, реквизицией их имущества, лишением церкви прав юридического лица.
Практически сразу после освобождения города от
Колчака, в соответствии с Декретом Совнаркома, в конце 1919 года были закрыты
домовые церкви, а их имущество было передано в другие храмы.
В зданиях же разместили советские учреждения. Церковь
Архистратига Михаила и Великомученика Георгия отдали под расширение городской
больницы, Михайло-Архангельская — под мастерские и школу «Уралмашстроя»,
тюремная церковь — под общежитие школы «Уралмашстроя».
|