Крестные ходы
Кунгур неоднократно подвергался опасности нападения возмутившихся
инородцев в 1679, 1708, 1736-1737,1755,1773-1774 годах. Жители увековечили
память об этих событиях в крестных ходах. Кунгурские крестные ходы, совершаемые
периодически, по своей торжественности, многолюдности и подъему религиозного настроения,
были очень значимыми событиями.
В память сохранения города от нападавших инородцев с 1776
года с разрешения Преосвященного архиепископа Лаврентия Указом № 282 от 31 мая
1776 года стали совершать большой крестный ход с чудотворными иконами из с.
Кыласово и с. Стефаново (Ленек). С этого же времени установлено особое
празднование девятой пятницы. В этот день в Благовещенском соборе был
престольный праздник св. великомученицы Параскевы, а в самом городе в эти дни
проходила большая девятипятничная ярмарка.
Накануне престольного праздника, в четверг первой недели Петрова
поста (девятой по Пасхе), приносили с крестным ходом чудотворные иконы: из с.
Стефанова несли Тихвинскую икону Божией Матери и иконы Иоанна Предтечи и
святителя Николая Мирли-кийского из с. Кыласово. Слава о благоговейно чтимой
святыне — иконе святителя Николая, гремела далеко за пределами Пермской
епархии. К этой иконе шли поклониться люди из многих уголков России — например,
Самарской губернии и даже из Симферополя. Образ св. Николая был получен первыми
кыласовскими поселенцами (бывшими в ведении Соликамского Пыскорского
монастыря) в благословение от Пыскорского монастыря через Рождественскую
пустынь для первой часовни.
«Когда в 1708 году первый деревянный храм в Кыласово был
разорен и сожжен от татарских набегов, — говорит летописец, — тогда эта икона
святителя Николая была найдена в пепле невредимой. Когда увидели это чудо
церковный староста со сторожем, они отважились тогда же сохранить от набегов
святыню, — перевезти в Спасский монастырь (с. Каширино).
Но едва они успели отправиться в опасный путь, как вдруг шайка
татар погналась за ними, думая, что они повезли церковные сокровища, и, уже
нагоняя их, начали пускать в них стрелы. Церковный староста со сторожем, не
находя другой надежды к своему спасению, кроме помощи святителя, прибегли к последнему, для
защище-ния себя от стрел, средству, а именно обратили святую икону лицом к
наездникам; но один из наездников пустил стрелу в икону и нанес удар в
изображенный лик святителя под правый глаз. От этого удара на том самом месте
появилась кровь в виде большой капли. Кровь была видна многие годы.
Дерзких же наездников постигло сразу праведное наказание за
поругание святыни. Они были поражены слепотою.
Церковный староста со сторожем, спасшиеся таким образом, прославляя
Бога и Его Великого угодника, с радостью привезли в Спасский монастырь святую
икону, где и находилась она до построения второго храма в Кыласово в 1779 году.
Размер иконы: 5 четвертей вышины и 4 четверти ширины. Риза на иконе была серебряная,
позлащенная, в ней 2259 зерен, весу в ризе, кроме камней, 18 ф. 39 зол.,
сделана была риза в 1822 году».
Из Стефанова (Ленек) несли за 20 верст чудотворную Тихвинскую
икону Божией Матери и икону Иоанна Предтечи. В 4 часа дня, накануне девятой пятницы,
начинался на соборной колокольне Кун-гура звон на «собор» и слышался в звуках
соборного колокола зычный призыв: «Приидите, православные, на поклонение
святым Угодникам Божиим и Пречистой Его Матери».
Тут же собиралось почти все городское духовенство и
множество народа, приезжавшего не только из Пермской, но и из соседних губерний
на встречу святых икон с крестным ходом из Кыласова и Стефанова, при
сопровождении огромного числа усердных богомольцев (доходило до 25 тысяч).
Встречали иконы за Иренью, у часовни, где служили молебен с
участием многих церковнослужителей, встречающих и сопровождающих иконы. Затем,
под радостный звон колоколов всех городских церквей, в звучных переливах
которых слышались слова: «Крепка еще вера на святой Руси», несли чудотворные
иконы от заиренской часовни в Благовещенский собор. В это же время шел крестный
ход от Тихвинского храма с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в
Благовещенский собор. В соборе иконы на носилках ставили к амвону и тотчас же
служили молебен. Оба собора, Благовещенский и Богоявленский, не помещали всех
молящихся, тысячи богомольцев стояли у храмов.
В саму же девятую пятницу в 2 часа утра начинался звон в
большой благовестный колокол, созывающий народ к утрене. До поздней литургии
шел крестный ход со святыми иконами вокруг соборной ограды. Служили молебны с
акафистом великомученице Параскеве. В крестном ходе участвовали все пришедшие
богомольцы. Каждый старался прийти к собору и поклониться святым чудотворным
иконам.
Святые образы чудотворных икон стояли в соборе до
воскресенья.
Большинство из приходящих паломников оставалось до
воскресенья и дожидалось крестного хода на Спасскую гору.
2 июля 1833 года совершился крестный ход из Кунгура и
Крестовоздвиженской, Неволинской, Комаровской, Рождественской волостей уезда
на Спасскую гору, куда принесли 68 чтимых икон, кроме хоругвей. Народу было
более 16 ООО человек. Долго молились с коленопреклонением, и все дали обещание
ходить ежегодно молиться Богу на Спасскую Гору в девятое воскресенье по Пасхе.
С этого периода и совершали ежегодно большой крестный ход из
Кунгура в воскресенье первой недели Петрова поста после литургии. Начинался он
в соборе, куда предварительно приносили чтимые иконы приходских церквей не
только города, но и из храмов окрестных сел и деревень. Из Троельжанской церкви
несли чтимую икону Феодоровской Божией Матери, размером 16 вершков длины и 14
вершков ширины, украшенную медно-позлащенной ризою. Икона эта была подарена
храму священником Симеоном Дмитриевичем Золотовым, который привез ее со своей
родины из Тамбовской губернии. Из Кинделино — икону св. мученика Конона
градаря, покровителя земледельцев и хлебных злаков. Из Комаровской церкви —
икону Петра и Павла. Из Филипповской церкви — образ Св. Священномученика Антипы
в медно-посеребренной ризе с венцом.
В 12 часов дня начинался колокольный звон из собора и продолжался
в течение часа. В час дня крестный ход трогался из собора со святыми иконами на
Спасскую гору. Шествие длилось около двух часов и представляло поразительную картину! Со Спасской горы
было видно, как головы идущих мелькали разными цветами: красным, синим, белым,
и казалось, что это не толпа людей, а целое колышущееся маковое поле. На Спасской горе все иконы
устанавливали в громадном круге, и в открытой часовне совершали длинный молебен
с чтением акафистов. По его окончанию верующие несли иконы обратно в храмы. Кроме этих двух больших,
совершались в городе в течение года еще несколько крестных ходов. Из
Благовещенского собора крестным ходом несли чтимые иконы Св. Великомученика
Климента и Св. Великомученицы Параскевы-Пятницы к Спасским воротам городского
кремля. Из Преображенской церкви — иконы Казанской Божией Матери и
Преображения Господня к деревянной башне, называемой Преображенской. Из
Успенского храма 1 августа шли крестным ходом за реку Ирень к часовне, где
совершали молебствие Спасителю, Божией Матери и Всем Святым. С 1863 года из Успенского храма
18 августа, в день памяти Св. мучеников Фрола и Лавра, ходили крестным ходом в
часовню Во Имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, где совершали
молебствие. С 1863 года из Успенского храма в день сошествия Святого Духа шли
крестным ходом в часовню Во Имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и
совершали молебствие. С 1847 года
в первое воскресенье после Пасхи совершали ежегодно крестный ход из
Всехсвятского храма к часовне Во Имя Симеона Верхотурского и Св. Апостола Фомы,
где служился молебен. 23 января, в день Св. Климента, в память избавления
города от пугачевцев, перед литургией совершали крестный ход из Тихвинской
церкви в Благовещенский собор, куда несли чтимую икону Тихвинской Божией Матери.
26 июня, в день праздника святой иконы Тихвинской Божией Матери, совершался
крестный ход с этой иконой из Тихвинской церкви на то самое место, куда
выносили ее во время приступа пугачевцев. Божия Матерь в образе Тихвинской
иконы считалась в сознании кун-гуряков покровительницей, хранительницей и
заступницей города. В 1996 году, в год приезда
Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, благочинным кунгурских церквей
протоиереем Олегом Ширинкиным был восстановлен крестный ход на первой неделе
Петрова поста (девятой по Пасхе). Из Кыласовской церкви несут в
Кунгур чтимую икону Святителя Николая, останавливаясь по пути в каждом селении,
где служится краткий молебен. Затем, в 17 часов на центральной площади города
собирается множество народа. Здесь служится молебен. Потом крестным ходом
чудотворную икону несут в Успенский храм. Чтимая икона стоит в нем неделю.
Затем ее переносят в другие кунгурские церкви, и по всем другим церквам
кунгурского благочиния. Только через три месяца икона возвратится в
Кыласовскую церковь.
|