Словом, без
молитвы и крестного знамения русский человек ни к чему не приступал и ничего не
оканчивал.
Гостеприимство
составляло отличительную черту русского человека и распространялось не только
на родных и знакомых, но и на совершенно чужих.
Принять и
угостить, чем богат, совершенно незнакомого человека русские считали не за
одолжение, а за самое обыкновенное дело.
Почитание
старших в семействе, особенно отца, и повиновение им, целомудрие женского пола
и супружеская верность также в традициях русских.
Говоря о добрьгх
качествах русских, нельзя умолчать о сострадании к ближнему. Радости и печали
они выражали открыто. Песни и хороводы также им свойственны.
Зыряне
представляли в нравственном отношении самое утешительное явление после
русских. Они хотя и были не совсем опрятны и сохраняли много суеверия, но были
кротки, простодушны, трудолюбивы и бережливы.
Вогулы и остяки,
сохранившие наиболее свою народность, были весьма слабы в религиозных понятиях,
жили в удалении от больших селений, где находились церкви. Занимались рыбной
ловлей и звероловством.
Татары были
большей частью религиозны и выполняли свои обряды с возможною точностью.
Опрятность и чистота в одежде были обязательны для мусульманина. Они были
приветливы, гостеприимны и сострадательны. Склонность к торговле, преимущественно
мелочной, - отличительная черта кунгурских татар.
Башкиры
исповедовали магометанскую религию, но не очень точно исполняли свои
религиозные обязанности: на молитву, положенную 5раз, ходили только старики,
остальные же ограничивались 2 разами, частью по недосугам, а более по лености.
Религиозный обряд омовения совершали тоже неисправно, а кочующие совершенно им
пренебрегали. Сверх того, они держали много поверий, оставшихся у них с
языческих времен.
За невесту жених
платил калым. Хотя, по магометанскому закону, башкирам запрещается пить вино,
но они пренебрегали этим и никогда не отказывались выпить, но только не у себя
дома, а в гостях у русских».
Какие сословия
проживали в Кунгуре, видно из 10-й переписи населения Пермской губернии 1860
года.
1. ДВОРЯНСТВО Дворяне делились на
потомственных и личных. В 1860 году в Кунгуре насчитывалось 113 дворян, в том
числе потомственных — 17 мужского и 18 женского пола; личных 42 мужского и 36
женского пола.
2. ДУХОВЕНСТВО
Духовенство было
разделено, главным образом, на православное, единоверческое и иноверческое.
Православное, в свою очередь,
подразделялось на белое, или светское, и черное, или монашеское. Духовенство
других исповеданий не имело монашествующих братий. Иноверческое духовенство
подразделялось на
лютеран и магометан.
|